Доносчиков никто не любит, однако встретить их можно в любом коллективе. Rjob выяснил, почему в современных компаниях процветает стукачество, по каким признакам можно вычислить ябеду и как руководителю и подчинённым реагировать на слив информации.
Кому выгодны доносы
Раз уж стукачество – явление распространённое, значит, кто-то получает от него неоспоримую пользу. Во-первых, выгоду от регулярных доносов имеют любители доверительных бесед в кабинете у начальника. Если инициатива ябеды пришлась по душе руководителю, который желает быть в курсе корпоративной жизни подчинённых, то в обмен на информацию осведомитель получает поощрения: премии, повышение, покровительство.
Во-вторых, польза от развитой системы доносов очевидна для боссов. По словам Ольги Косец, владелицы ООО «Софиано», при всём богатстве выбора иных альтернатив для информирования начальства ещё не изобретено.
«Я не знаю ни одной компании, где бы со временем не вырастили и не выпестовали собственного доносчика. А уж он, родимый, не убоясь кнута, всегда найдёт возможность нашептать из самых благих соображений чистую правду. Наверное,
Алексей Федулов, старший консультант Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group), подтверждает: доносчики есть везде, но ни в государственной, ни в коммерческой структуре стукачество не приветствуется, потому что вносит в коллектив разлад и способствует снижению продуктивности всех без исключения сотрудников.
«В России стукачество – отрицательная черта. Однако на западе это считается здоровым карьеризмом и позволяет получить лучшие условия и возможности, даже ценой ущерба для другого», – отмечает Алексей Федулов.
Стукачество во благо
В большинстве случаев слежка за сотрудниками с последующим отчётом в кабинете руководителя – занятие неблаговидное. Однако бывают ситуации, когда подобные действия входят в профессиональные компетенции.
«Наша компания, специализирующаяся на аудите телефонных переговоров
Откуда ветер дует?
Если говорить о традиционных корпоративных доносах, поступающих от чересчур инициативных работников, то важно понять их истинную цель. Чего хочет добиться информатор:
«Для меня доносчик – это определённый психологический паттерн человека, считав который, можно безошибочно исключить тех, кто в «группу риска» не попадает, и обнаружить личностей, наиболее интересных нам в данном контексте. Мотивация, ценности и эмоции задают вектор поведения и поступков человека, и это отражается в нём, как в зеркале. По
Алексей Федулов уверен, что несведущий в тонкостях психологии сотрудник до последнего момента не может понять, кто же его «сдал», ведь ябеды искусно «шифруются».
«Подозрения, как правило, падают только на очень ограниченное количество людей. Самый эффективный способ проверки – ловить на «живца». То есть нужно сообщить в узком кругу коллег якобы важную информацию и посмотреть, как быстро она дойдёт до руководителя. Точно вычислить ябеду можно только сообща, обращая внимание на поведение «подозреваемых», например, тех, кто часто ходит в кабинет к начальнику по поводу и без», – советует эксперт.
Долой сплетни и наговоры!
Очень важно, чтобы стремление некоторых корпоративных активистов открыть руководителю глаза на происходящее в компании не переходило границы разумного. Иначе не избежать скандалов, которые негативно скажутся на бизнесе.
Ольга Косец нашла выход из щекотливой ситуации. Она советует предлагать сотрудникам-ябедам соответствующий профессиональный функционал.
«На моей
Чтобы структурировать поток доносов, мудрый руководитель просит сотрудников письменно формулировать суть ситуации. Такой метод помогает отсеивать сплетни и повышать ответственность работников за предоставляемую ими информацию.
«Всегда и всем советую использовать стукаческие таланты в мирных целях. Да, многие руководители пытаются публично удалять доносчика из здорового тела коллектива, что, на мой взгляд, неразумно и безыдейно. Любые пресечения подобных инициатив просто переформируют потоки – докладывать будут не вам, а вашему заму, который примется использовать сведения на своё усмотрение. Собственник бизнеса должен быть самым информированным, то есть предупреждённым и, соответственно, вооруженным», – комментирует Ольга Косец.
Снизить стремление коллег «стучать» друг на друга поможет
«Незачем доносить на коллег руководителю, которому и так всё известно. И никто не будет обсуждать то, о чём не сказал бы лично начальнику, поскольку все понимают: с помощью системы контроля он и так всё узнает, – отмечает Пётр Литвин. – Кроме того, стукачество – не очень дальновидная стратегия: принять меры без обнаружения источника информации руководитель не сможет, если он захочет наказать виновных, ему придётся выдать «стукача».
В заключение добавим, что у каждого руководителя и его подчинённых свои корпоративные устои, однако это не отменяет единых моральных норм и правил поведения в обществе. Относитесь к коллегам с уважением, не критикуйте начальника за его спиной и не стремитесь выслужиться любой ценой – пожалуй, это основные рекомендации для тех, кто хочет держаться подальше от сплетен и доносов.