Кому мешают круглосуточные гипермаркеты, и что даст потребителю ограничение их работы? В конце марта в Совете Федерации завершили работу над подготовкой законопроекта, вносящего коррективу в закон «О торговле». Сенаторы внесли туда пункт, запрещающий гипермаркетам работать круглосуточно и по воскресеньям.
Куриное лобби
«Лицом» законопроекта стал первый зампред комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский. Именно он предложил обязать гипермаркеты работать в будние дни до 21 часа, в субботу – до 16 часов, а воскресенье не работать вообще.
По мнению Сергея Лисовского, эта мера поможет развиться и обогатиться маленьким магазинам «у дома», которые работают на одну-две кассы. Не имея возможности работать в ночное время, сетевая розница не будет привлекать покупательский трафик, и он может быть направлен в магазины малых форматов, работающих у дома и не относящихся к сетевой рознице.
Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС не разделяет позицию Совфеда.
– В России, особенно в маленьких городах с низкой численностью населения, сетевая розница в крупных форматах гипермаркетов представлена вовсе не так широко, как, например, в крупных городах-миллионниках. Поэтому, если говорить о гипермаркетах, то их в регионах мало и они никому не мешают. А остальная сетевая розница представлена в форматах супермаркетов и магазинов у дома, работающих по типу дискаунтера, придерживаясь стратегии ежедневно низких цен. Для многих маленьких городов сетевой дискаунтер – это порой единственная возможность для покупателей приобрести качественные и безопасные товары для удовлетворения своих повседневных нужд, так как несетевые магазины регионального и городского значения не могут удовлетворить эту потребность ввиду нерегулярных поставок, отсутствия нужного по количеству и качеству ассортимента товаров и так далее, – отмечает Юлия Сяглова.
– Лишая возможности сетей работать в выходные и ночью, малым форматам не только не поможем, но и лишим людей возможности купить элементарно продукты питания и товары повседневного спроса категории nonfood, – добавляет эксперт.
Если все другие форматы магазинов, кроме малых, будут закрыты, людям придётся покупать продукты в них, говорит генеральный директор консалтингового агентства «Мастерпланс» Николай Журавлёв.
– Хорошо ли для потребителей в принудительном порядке покупать товары из худшего ассортимента по более высокой цене – вопрос риторический, – замечает собеседник и указывает на то, что автор законопроекта лично заинтересован в его принятии.
– Мы знаем, что Сергей Лисовский представляет в Совете Федерации российских производителей куриного мяса, находящихся в определённом противостоянии с торговыми сетями. С учётом того, что лоббистские возможности сетей в органах исполнительной власти значительно выше, мы полагаем, что данная инициатива предназначена для последующего обмена на согласие сетей идти навстречу птицеводам в каких-то других вопросах, и в итоге инициатива не превратится в закон, – считает Николай Журавлёв.
Борьба за покупателя
Президент Межрегиональной общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди» Ольга Косец видит в законопроекте нечестную попытку регулировать конкурентную борьбу среди гипермаркетов.
– Понятно, что все эти коррективы об ограничении времени работы гипермаркетов лежат в поле передела рынка и сопряжены, скорее всего, с серьёзным падением потребительского спроса. Другими словами, исполнительная власть на местах будет рулить, какому гипермаркету сколько работать. И это негативно отразится на доходности и перспективах тех ритейлеров, которым будет отказано в круглосуточном режиме, – говорит собеседница издания.
Гипермаркет – это самостоятельный хозяйствующий объект, и только сам владелец может определять, как и сколько работать его предприятию, считает Ольга Косец.
– Ни исполнительная власть, ни сенаторы с Дмитровки не должны брать на себя руководство предпринимателями. Абсолютно понятно, когда законодатели путём ограничений возраста покупателей, времени и мест продаж пытаются снизить потребление алкоголя и табака, и очень беспокоит, когда открыто создаются условия для лоббирования интересов отдельных групп путём применения нечестных методов борьбы с сильными конкурентами, – отмечает эксперт.
Заплатят потребители
Ограничение работы ночью для крупных гипермаркетов приведёт к росту цен, уверен президент ПАО «Соль Руси» Станислав Черкасов.
– Гипермаркеты могут держать низкие цены и предлагать демпинг за счёт оборота и собственных логистических цепочек. Малые магазины никогда не смогут предложить покупателю ничего подобного и после этого выжить. Подобные изменения в закон «О торговле» больно ударят по сетевикам, они будут вынуждены повысить цены из-за падения, а потребители в очередной раз будут вынуждены потуже затянуть пояса. Если очень хочется помочь малому бизнесу, делать это надо не за счёт сокращения конкуренции, а за счёт снижения налоговой нагрузки и прочих преференций, – говорит предприниматель.
Напомним, в конце апреля в Совфеде скорректировали законопроект об ограничении времени работы крупных магазинов. Право устанавливать время работы гипермаркетов предложено дать исполнительной власти регионов. На первом этапе предлагается ограничить работу не всех сетевых магазинов, а тех, кто достиг предела 25%.