В пресс-центре «Парламентской газеты» прошло «нулевое чтение» законопроекта «Об открытых торгах в Российской Федерации», организованное Общественной палатой РФ. Предложенный для обсуждения документ разработан Минэкономразвития РФ и призван унифицировать порядок проведения разного рода торгов. В настоящее время этот процесс регулируются отдельными нормативными актами, что значительно усложняет и участие, и организацию торгов.
Предложенный к обсуждению новый законопроект подразумевает унификацию норм, регулирующих вопросы организации и проведения торгов, связанных с распределением имущества и имущественных прав со стороны государства. Документ также призван установить универсальные требования к участникам торгов, к заявкам, к размещению информации о предстоящих торгах. Тем не менее, эксперты и общественность выражают опасения, что не во всех случаях торгов процедура сможет осуществляться по единым правилам. Модератор слушаний, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами
От имени разработчиков выступил заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Кирилл Емельянов. Он напомнил, что основной причиной разработки нового закона является неоднородность регулирования сферы торгов. По мнению Виктора Полянского, заведующего кафедрой государственного и административного права Самарского государственного университета, члена Научно-консультативного совета при ОП РФ, идея централизации торгов, вне всякого сомнения, интересна, но есть смысл обсудить «узкие» места, например, порядок оформления финансовых гарантий и задатка.
Андрей Зеленин, советник генерального директора Российского аукционного дома сразу подчеркнул, что в целом его компания и коллеги поддерживают обсуждаемый законопроект, но обратил внимание присутствующих на опасность создания дублирующих норм и высказал опасения по поводу унификации всех видов торгов, которые могут очень отличаться друг от друга.
На мой взгляд, при существующем разнообразии юридических норм среднестатистическому предпринимателю крайне сложно разобраться в регулирующих ситуацию правовых документах и принять в соответствии с ними правильное решение:
- Я представляю сразу три стороны – как президент общественной организации поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ», как предприниматель и муниципальный депутат Новой Москвы. Поскольку мы уже открыто говорим, что наш путь развития не совсем европейский, хочу обратить внимание, что Закон о малом бизнесе Китая состоит из 38 пунктов. Там все четко, понятно и ясно. И предприниматели, с которыми я сталкиваюсь, не рассуждают много и долго, в отличие от нас, о тонких материях и нюансах. Уверена, что рассматриваемый законопроект - очередной порог, ступень, о которую споткнутся многие граждане…У нас слишком много всяких законов, подзаконных и нормативных актов, куча каких-то площадок. Я считаю, что это лишнее.
Десятки пунктов и статей, которые сегодня рассматривались, федеральные законы 223, 44… Простому предпринимателю не разобраться в этом законодательном нагромождении. Нужно упрощать…
Меня неожиданно поддержала Лидия Михеева, сказав, что даже профессиональным юристам порой нелегко определиться с имеющимися законодательными документами - сложно структурированными, местами архаическими, нередко противоречивыми. Но нам надо еще законодательное решение, направленное против злоупотреблений. Для России это актуально, поскольку в том же Китае за целый ряд нарушений до сих пор предусмотрена смертная казнь…
Начальник отдела нормативно-правовой работы Департамента государственной политики и регулирования в области водных ресурсов и гидрометеорологии Минприроды России Евгений Шишко также высказался категорически против унификации процедуры проведения самих торгов, однако отметил, что ведомство выступает за электронное их проведение и за универсальный порядок подготовительных процедур, если это будет способствовать их упрощению и ускорению.
Схожим образом высказались многие другие участники обсуждения — представители и бизнес-сообщества, и юристы. Прозвучали мнения как в поддержку, так и с негативной оценкой тех или иных положений законопроекта. Все замечания и предложения в полном объеме будут отражены в итоговой резолюции, которую авторы из Минэкономразвития учтут при доработки законопроекта. Как подытожила Лидия Михеева, главное – чтобы процедура торгов стала более открытой и прозрачной, упрощающей работу предпринимателей.