В прошлом году в рейтинге по обеспеченности торговыми площадями среди крупнейших городов России Москва заняла только шестое место. На первом- Краснодар. Несмотря на, казалось бы, огромное количество пустующих площадей, столица испытывает дефицит функциональной коммерческой недвижимости в историческом центре в силу плотной застройки, жадности собственников и структурного реформирования в торговле.
Строительство торговых монстров вдоль МКАДа компенсировать такой дефицит не может из-за сложной логистики и транспортной доступности для людей особенно пожилого возраста. В других городах России наблюдается схожий процесс дисбаланса, наблюдается острый дефицит и недостаток площадей в местах большего скопления или проживания граждан.
Такой перекос возможно компенсировать только нестационарными объектами и мобильной торговлей. У Минпромторга есть предложения по внесению изменений в ФЗ-381 «О торговле» для узаконивая и структуризации этих спорных форматов, но поправки уже больше года обсуждаются профильными Министерствами и ведомствами и не находят должной поддержки.
Строительство продолжается в силу взятых ранее обязательств. Процесс выделения земельного участка, получения разрешения на строительство, взятие кредита и прочее занимает ни один год времени. Основные инвестиции в строительство торговых центров были вложены в докризисный период. Поэтому маховик вращается по инерции, поскольку на сегодняшний день рентабельность сдачи в аренду гораздо ниже и сроки окупаемости объектов увеличились на десятки лет.
Выжить позволит только нестандартный маркетинговый подход. Например запуск социально-ориентированных проектов наподобие «Киндзании» в качестве якорного арендатора. А также следует обратиться к банкирам за реструктуризацией кредитов, искать возможности получения государственной поддержки, несмотря на то, что государство принципиально не поддерживает торговлю. Ну и поумерить аппетиты на арендные ставки. Некоторым собственникам стоит выйти пешком на улицы городов и посмотреть визуально на количество объявлений по аренде. Будьте проще и предприниматели к вам потянутся.
Безусловно, в эру бурного развития интернет- технологий торговля уходит в сеть. Именно поэтому я говорю о прогрессивном подходе к качеству предпринимателей, которыми наполняются торговые сети. Необходимы предлагать форматы невозможные для реализации в виртуальном пространстве. Костюм на заказ с примеркой, дымящийся кофе в бархатном кресле, детская зона рядом с примерочной и приветливый персонал не заменить корзиной онлайн-магазина.
#КОСецтакДУМАет #КосДума #ОльгаКосецНужныеМысли